«Уроки психологии с арт-терапией»: программа на четыре года начальной школы — по три раздела на класс, с описанием техник от «Леса» до «Карты эмоций»

Профилактическая программа Н.М. Валановой встраивает арт-терапевтические техники в регулярные уроки психологии с первого по четвёртый класс. Каждый год состоит из трёх разделов, идущих по одной линии: социальная позиция ребёнка («Я — школьник», «Я — в коллективе», «Я — свободный уверенный человек», «Я — гражданин»), самопознание и самопомощь при стрессе. Занятие всегда собрано по одной схеме — приветствие, настрой, индивидуальная и групповая работа, рефлексия, ритуал завершения. В журнальной версии перечислены конкретные техники с указанием авторов: сказки «Лесной школы» для адаптации первоклассников, «Лес» и «Линия конфликтов» для работы с классом, «Карта эмоций» и «Умственный мусор», серии рисунков для работы с гневом, психогимнастика М.И. Чистяковой и дыхательные упражнения.

Практические выводы

• Структура занятия одна на все четыре года: приветствие, настрой, индивидуальная и групповая работа, рефлексия, ритуал завершения с дыхательным упражнением.
  • Серия из трёх рисунков для работы с гневом: ситуация злости, воображаемое желаемое действие, реально возможное действие после обсуждения.
  • Техника «Лес» — готовый ход на сплочённость: ребёнок рисует себя деревом и сам выбирает ему место в общем лесу — рядом с другими, в рощице или в одиночестве.
  • Во втором классе правила поведения вырабатываются совместно и оформляются «Классным декретом» с пунктами помощи тем, кто стал жертвой оскорблений.
  • В четвёртом классе ведётся «Дневник моих достижений» раз в неделю весь год — простая практика на самоотношение.

«Уроки психологии с арт-терапией»: программа на четыре года начальной школы — по три раздела на класс, с описанием техник от «Леса» до «Карты эмоций»

Автор: Н.М. Валанова, практикующий психолог, член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»